--// ...Недавно вычитал где-то такую вот фишку: область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.
Я попробовал - звучит хорошо!... //--

Главная  Музыка  Школа вокала  Статьи  Фото  Гостевая  Обратная связь


Эквализация отдельных инструментов

 
Вокал  Бас-партия  Электрогитары  Пианино, гитара, духовые  Ударные  Синтетические звуки


После записи каждый инструмент должен быть подвергнут эквализации. Это можно назвать неким изначальным мастерингом, который аранжировщик закладывает в композицию. Раньше аранжировщик делал свое дело, звуковик - свое. Причем эти два персонажа были обычно врагами, поскольку второй жал эквалайзером все то, что было дорого для первого, после чего аранжировщик на нервной почве шел в магазин за водкой, а звуковик с садистским видом "добивал" композицию... Еще я помню о звуковиках, что они, в основной своей массе, не пили и не курили Компьютерные технологии заставляют комбинировать обе профессии, так как современный музыкальный РС представляет собой универсальную студию звукозаписи, и Вы садитесь то в одно, то в другое кресло. Чаще даже во второе. Со мной многие могут не согласиться, но понятие современного компьютерного аранжировщика включает в себя две эти профессии, потому что основными носителями современной музыкальной формы сейчас являются тембр и много других новшеств. Можно изначально написать превосходную партитуру, но потом, услышав записанный голос, вставив эффекты и спецэффекты, Вы в корне поменяете все, что написали. Современная аранжировка - это не только ноты, но и звуки, спецэффекты, сведение. Например, возьмем фоновый звук, сыгранный на синтезаторе. Его можно украсить, добавить динамики простым действием - плавным изменением панорамного положения по сетке темпа. Что это, как не аранжировка? В общем, "все смешалось в доме Облонских", и Вы понимаете, что говорить мы будем больше не о нотах и нонаккордах, а об аранжировке звука. В путь...


Итак, эквализация вокала: Добавление на участке 200-300 Гц дает более полное и гармоничное звучание партии вокала. Если вокал не основной (бэк), и хочется сделать его присутствие при тихом прослушивании, то следует увеличивать диапазон 400 Гц. Чтобы подчеркнуть вокал, а также качество его записи, следует редактировать диапазон 3000 Гц. Уменьшение на данном диапазоне позволяет сделать мягче бэк-вокальные партии. 5000-7000 Гц - разборчивость, высокие частоты, за счет чего несколько увеличивается динамика, а также удаляются лишние свистящие. 10-15 КГц добавляет прозрачность вокальной партии, делает ее более легкой и "живой".


Эквализация бас-партии: 30-70 Гц - регулировка позволяет убирать гул, управлять раздельностью звучания отдельных нот, сыгранных на бас-инструменте. 100 Гц - говорит о жесткости звука басовой партии. Добиться присутствия при тихом прослушивании - 400 Гц. 700 - 900 Гц - редактируется чистота звучания, а также мощь басовой линии. 1200-1500 Гц - атака бас-инструмента. 3000 Гц - если инструмент "живой", то на данной частоте можно отредактировать звуки, сопутствующие игре (стук пальцев и т.п.). 5-7 КГц - если бас электронный, то в данном диапазоне регулируется его жесткость.


Эквализация электрогитары: 100 Гц - читаемость мелодии и более полный тембр инструмента. 150 - 300 Гц - делает гитару более тяжелой. 700 - 2000 Гц - лучше уменьшать, за счет чего гитара приобретет "фирменный" звук. 3000 Гц - подчеркивается атака. 5 КГц - для ритма лучше немного уменьшить, при увеличении подчеркивается яркость. 7 КГц - резкость. 10 -15 КГц - прозрачность.


Эквализация акустических инструментов (пианино, гитара, духовые): 100 Гц - украшение тембра, он становится более мягким, для акустической гитары лучше убрать, чтобы было меньше гула. 150-300 Гц - позволяет убрать гул в звуке. 3-5 КГц - атака. 7 КГц -резкость. 10 КГц - прозрачность. 15 КГц - легкость.


Эквализация ударных: 30-60 Гц - более качественный тембр для низких составляющих. 100-200 Гц - улучшение тембра для малого барабана. 30 - 200 Гц - вырезается для более качественного звука тарелок. 400 Гц - при уменьшении дает большую естественность низким ударным и больший объем тарелкам. 7 КГц - атака у низких ударных. 10 КГц - жесткость звучания тарелок. 12-15 КГц - прозрачность звучания тарелок.


Эквализация синтетических звуков: 200 Гц - уменьшается во избежание мутности. 15 КГц - более естественное звучание.


Честно, эти данные должны стать настольной таблицей аранжировщика и звукооператора. А вернее, он должен знать их наизусть. Чтобы удостовериться в эффективности этих данных, следует один раз попробовать. Если следовать при работе данной схеме, то проблем с мастерингом может и не возникнуть. Потрековый мастеринг дает возможность закладывать заранее в композицию хороший звук. Данная таблица является некой общей для основ аранжировки. На самом деле все происходит намного проще - специалист крутит ручки эквалайзера и вырезает "плохие" частоты, в зависимости от чего формирует нужный ему звук. Часто у многих аражировщиков и звуковиков можно встретить свои методы эквализации баса, в основном, они режут узкие полосы на частотах 180-800 Гц, и это во многом оправдано. Еще один нюанс, о котором более подробно будем говорить чуть позже, но о котором вкратце сейчас, - компрессия. Чем больше инструментов находится внутри аранжировки, тем большую степень компрессиии следует устанавливать по отношению к каждому в отдельности. Для попсовых аранжировок динамический диапазон должен быть минимальным, отсюда Вы должны строить всю композицию. Поэтому изначально комбинируйте вариант: компрессор-эквалайзер для каждого инструмента. Теперь поговорим о программных продуктах, с помощью которых можно сделать качественный эквалайзинг.

Материал взят с какого-то музыкального форума...